Аппаратная обработка кожи головы против псориаза

Узи диагностика стенозов общей сонной артерии


Читать дальше

Как сделать массаж простаты мужу

Рекомендации по сахарному диабету 1 и 2 типа


Читать дальше

Сколько по времени лечить воспаление простаты


переход к алкоголизму

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Г.А.БОГДАНОВА,
г. Москва

Как показывает многолетний анализ опыта обучения русскому языку, сочинений выпускников школ, абитуриентов, ошибки в постановке знаков препинания в предложениях с союзом и весьма частотны – они составляют до 80% от числа всех пунктуационных ошибок.
Предлагаемые материалы посвящены именно этой теме. Поэтапность работы над ней, систематизация и соединение материала в блоки, упражнения разной степени сложности – таковы главные подходы к изучению темы в предложенных материалах.
Дополнительные задания, вопросы к упражнениям, по мнению автора, окажут помощь старшеклассникам и абитуриентам в подготовке к экзамену по русскому языку, в том числе к единому государственному.

Упражнение 1. Выпишите из предложений конструкции: союз и (обводя его кружочком) и то, что он соединяет: однородные члены или части сложносочиненного предложения (в последнем случае выпишите грамматические основы).

1. Кремень звучит, и пламя вскоре далеко осветило лес. (А.Пушкин) 2. Я осудил себя на вечную разлуку и с холодом в груди пустился в дальний путь. (А.Фет) 3. Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой. (И.Крылов) 4. Все внизу уже тонуло в сумерках, и только верх кургана освещался красными лучами солнца. (С.Скиталец) 5. Мы вошли под свод развесистых деревьев, и нас охватил влажный, горячий пар. (И.Гончаров) 6. Теперь они пошли рядом, и некоторое время все молчали. (C.Скиталец) 7. Вокруг резко потемнело, и сверху стал быстро опускаться густой туман. (В.Мясников) 8. Он вздрогнул и пугливо опять пошел к опушке. (В.Короленко) 9. Летним временем дождик совсем не мешает, и я пересидел его под елкой. (М.Пришвин) 10. Переговариваясь, мы прошли километра два по дороге и дошли до мостика через ручей. (Г.Скребицкий). 11. Как-то внезапно потемнело, и разговаривать не хотелось. (П.Проскурин) 12. День кончился, и небо стало гаснуть. (П.Проскурин) 13. Водяная пыль и капли покрупнее окутали лес. 14. Стало свежо, и резко пропали все запахи. 15. Небо затуманилось, и по листьям зашуршал тихий дождь. 16. Быстро смеркалось, и жара тоже стала спадать. 17. Ветки старой березы стучали по карнизу и по крыше. 18. Земля на пригорках уже оттаяла и покрылась редкой щетиной молодой травы. (В.Ильин) 19. Было свежо, и бодрящая свежесть рассветной прохлады радовала людей.

Упражнение 2. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните графически постановку (или отсутствие) запятой перед союзом и.

1. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой и назовет меня всяк сущий в ней язык. (А.Пушкин) 2. Благоговея, все читали приметы гнева и печали на сумрачном его челе. (А.Пушкин) 3. Дым от еловых шишек повалил очень густой и скоро мы выжили комаров и выгнали их на дождик. (М.Пришвин) 4. Луна рано поднялась и можно было без труда двигаться дальше. (И.Ефремов) 5. Высокие окна затянуты были тяжелыми портьерами и шум снаружи едва доносился сюда. (А.и Б.Стругацкие) 6. Север сказочно богат и один наш Север способен прокормить население всей России. (В.Пикуль) 7. Жаворонки пели над крестьянскими полями и все дальше на север летели белые лебеди. (Н.Атаров) 8. Она просто клала голову на сложенные бутербродом ладони и в следующую секунду уже видела какой-нибудь приятный и веселый сон. (Б.Акунин) 9. Он засел между высоких мерзлых кочек и больше уже не сводил глаз с летящего к нему столба света. (С.Алексеев) 10. По водоему расходились ленивые волны и с тихим плеском лизали берег. (Л.Соловьев) 11. По голубым снегам двигались тени и перед взором вдруг открывались невидимые раньше скалы. (Н.Резанова) 12. Ветер, становясь сильнее, быстрее катил к берегу темно-серые волны и вздымал их вверх. 13. Дорога уже подсыхала после вчерашнего дождя и ломкая глина хрустела под подошвами башмаков. (Н.Резанова) 14. Звезды исчезли и небо становилось из черного серым. (Н.Резанова) 15. С утра подул северный ветер и принес колючий снег. 16. Была ранняя московская весна и над берегами чистой извилистой реки Неглинки звенел первый жаворонок. (Е.Осетров) 17. Ночь была тихая, звездная, теплая и отец, уставший от дневной беготни, задремал. (Н.Волокитин) 18. Время дорого и терять его не станем. (И.Гончаров) 19. Стало совсем светло и зажженная лампочка выглядела тусклой. (А.Казанцев)

  • Дайте толкование выделенного во 2-м предложении слова. Подберите к нему синонимы, указывая их стилистическую окраску.

  • Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова расходились (предложение 10).

  • Выпишите из предложения 12 два слова без окончания и два с нулевым окончанием. Укажите их часть речи.

  • Одинаковые ли звуки обозначают сочетания букв ть в словах прокормить и прокормиться? Для чего служит мягкий знак в одном и другом случаях? Для ответа на вопрос произведите фонетический и морфемный анализ этих слов.

Упражнение 3. Выпишите сначала номера предложений, в которых а) перед союзом и запятая не должна ставиться, так как он соединяет однородные члены предложений; б) сложносочиненные предложения, в которых перед союзом и должна ставиться запятая, так как он соединяет части сложного предложения. (Знаки препинания не проставлены).

1. Больше народу встречалось на улице и народ этот был тревожный. (Л.Толстой) 2. Вся трава была мокрая и лечь на нее было нельзя. (И.Гончаров) 3. Под окном снова раздражающе затрещал мотоцикл и снова все стихло. (А. и Б.Стругацкие) 4. Они вбежали в здание и сразу же потеряли друг друга в непроворотной толпе. (А. и Б.Стругацкие) 5. Ветер с ревом обламывал гребни и пена похожая на разлохмаченные седые космы летела по ветру. (И.Ефремов) 6. Они брели молча и через километр окончательно оторвались от спутников. (С.Алексеев) 7. Он зажег несколько свечей и теперь можно было разглядеть комнату. (Б.Акунин) 8. Они пересекли луг и цветущие травы осыпали им на грудь в изобилии пыльцу. 9. Вечерело и с наступлением сумерек пустели улицы. (С.Майоров) 10. Самой яхты не было видно и два ряда огней казались висящими в воздухе. (А.Казанцев) 11. На улице гулко шарахнуло и через несколько секунд сверкнула молния. 12. Морозить перестало и улицы стали уютнее. 13. Привычный бег времени нарушился и лесник все больше хмурился. (П.Проскурин) 14. Окно выходило в сад и поэтому в комнате было темно. 15. Здесь все отсвечивало слепящей белизной и холодно сверкало острым блеском. (С.Павлов) 16. Хозяин дома метнул на шепчущихся короткий взгляд и сразу наступила абсолютная тишина. (Б.Акунин) 17. Она почувствовала мой испуг и ободряюще улыбнулась. (Г.Прашкевич) 18. Мы выкатились на тракт и скоро миновали спящий поселок. (Г.Прашкевич) 19. Зима продолжалась и не было ей конца. 20. Грязь медленно стекала с ветрового стекла и стало видно сияющее под луной болото. (А. и Б.Стругацкие) 21. Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звезды. (В.Рыбаков)

  • Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят: а) безличные предложения; б) простые предложения с составным именным сказуемым.

Упражнение 4. Выпишите только те сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения. Расставьте знаки препинания; укажите вид односоставных предложений.

1. Его зрение немного привыкло к полумраку и он начал различать мутные очертания прибрежных кустов. 2. В окне посветлело и выступили сопки на противоположном берегу озера. (О.Куваев) 3. Мне хотелось разглядеть медведя получше и я осторожно потянулся к биноклю. (И.Соколов-Микитов) 4. День пролетел на крыльях забот и снова на смену ему опустилась ночь в своем прозрачно-темном плаще с алмазами звезд. (Л.Соловьев) 5. Было уже поздно и поэтому мы решили идти к месту происшествия на другой день. (В.Арсеньев) 6. Уже стемнело и плохо было видно в степи. (К.Паустовский) 7. Солнце уже припекало и под его лучами быстро таял тонкий снеговой покров. (И.Соколов-Микитов) 8. Три дня не было мороза и туман невидимо работал над снегом. (М.Пришвин) 9. Небо, кажется, поднялось выше и теперь на нем даже облачка не увидишь. (Г.Титов) 10. Через несколько секунд самолет прорвал слой облачности и неожиданно совсем близко поплыли огни. (О.Маркелов) 11. Работа его успокаивала проясняла голову и за работой незаметно проскочило два часа. (П.Проскурин) 12. Маленькая елка стояла в углу на телевизоре и от нее приятно пахло хвоей. (О.Куваев) 13. Было пасмурно и тепло и спустя два дня в овражках побежали зажурчали под снегом талые воды. (Н.Атаров) 14. Присутствующие один за другим поднялись собрали разложенные на столе бумаги и оживленно переговариваясь удалились. (Е.Парнов) 15. Только к концу сентября перелески обнажились и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (К.Паустовский) 16. Вдруг ветер переменился и дым отнесло в сторону. (В.Арсеньев) 17. Лодка стала поперек реки и ее повлекло по течению вместе со льдом. (В.Арсеньев) 18. Плотнее придвинулась темнота и чувство оторванности от всего мира стало еще сильнее. (И.Ефремов) 19. Начинало темнеть и на небе замигали звезды. (А.Чехов)

Упражнение 5. Допишите недостающую часть сложного предложения, используя данные схемы.

Упражнение 6. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.

1. Седой отец гордился ею и звал отрадою своею. (А.Пушкин) 2. Действительную службу Александр (Суворов) начал рядовым и тянул солдатскую лямку наравне с другими солдатами. (Л.Русева) 3. Дорога ныряла на холмы и в каждом распаде гудели потоки. (С.Алексеев) 4. Люстра потускнела и шум в зале на всех ярусах смолк. (А.Казанцев) 5. С крыши здания поднялась стая ворон и с карканьем закружилась над улицей. (А. и Б.Cтругацкие) 6. Солнце незаметно переместилось и ущелье вместе со сбегавшей в бухту прозрачной холодной горной речкой раздвинулось и посветлело. (П.Проскурин) 7. Тени стали короче и ветер стих. 8. Незаметно мы оказались на набережной и пошли вдоль реки. (А.Казанцев) 9. Машин на дорогах было совсем мало и ехали они быстро. 10. В огородах еще лежал снег по канавам бежали ручьи и над тесовыми крышами отчего-то поднимались столбы пара. (С. Алексеев) 11. Мелькающие перед глазами камни и клочья травы сливались в единый фон. (В.Шалыгин) 12. Лес кончился и отряд вышел к берегу большого водоема. (А.Казанцев) 13. Они вышли на лужайку перед конторой и сразу же гул толпы донесся до них. (Ф.Искандер) 14. Он говорил тихо спокойным голосом и его речь плохо была слышна в задних рядах. (С.Скиталец) 15. Раздался стук в дверь и на пороге появился некто чрезвычайно лохматый. (С.Скиталец) 16. Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клен и ронял свои листья в маленький садик. (Н.Александрова) 17. Подул легкий ветер и мимо них пронеслись клочья тумана. (О.Куваев) 18. Была предвечерняя тишина и звуки доходили очень ясно и четко. (О.Куваев) 19. Гора была значительно выше всех других и ее острая белая вершина походила на высоко взметнувшийся в небо гигантский рог. (И.Ефремов) 20. Срок службы у него кончился и он мог отправляться домой. (А.Казанцев) 21. Улицы еще плохо чистили и город был завален снегом. (С.Баруздин) 22. От резкого торможения мотор заглох и стало темно. (В.Ильин)

  • Одинаковые ли звуки обозначает буква с в словах сбежавшей (предложение 6) и скрип? Произведите морфемный и словообразовательный разбор слова сбежавшей.

  • Укажите принадлежность к частям речи выделенных в предложении 19 слов.

  • Из предложения 18 выпишите слово, состоящее из пяти морфем.

  • Укажите виды сказуемых в предложениях 2 и 20.

  • Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят безличные предложения.

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Объясните графически написание слов с чередующейся гласной в корне. С какими другими видами орфограмм – гласных в корне вы встретились при выполнении данного упражнения? Составьте их перечень.

1. Луна во мгле перебегала из тучи в тучу и курган мгновенным блеском оз_ряла. (А.Пушкин) 2. Вода сбыла и мостовая открылась и Евгений мой спешит, душою зам_рая, в надежде страхе и тоске к едва см_рившейся реке. (А.Пушкин) 3. З_ря вечерняя бледнеет за горою и падает с ветвей жемчужная роса. (Н.Гумилев) 4. Тихо небо г_рело своими огнями в бездонной синеве и казалось ему ч_жим и д_леким. (В.Короленко) 5. Они долго стояли у ворот глядя вдаль и разговаривая ш_потом. (М.Горький) 6. Наполеон тому назад более четырех часов проехал из Дорогомиловского предместья через Арбат в Кремль и теперь в самом мрачном распол_жении духа сидел в царском кабинете кремлевского дворца. (Л.Толстой) 7. Самые зловещие слухи о пол_жении армии доходили до него дорогой и вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи. (Л.Толстой) 8. Молния бл_снула совсем рядом и осл_пительный свет ударил в глаза. 9. Зонтики с семенами по размерам напом_нали настоящие зонты и при легком прик_сновении обрушивали на землю щекочущий лицо дождь зерен. (С.Алексеев) 10. Весла гребцов медленно, лениво, неровно опускались в морскую лазурь и бл_стели на солнце сп_давшими с них алмазными каплями. (Д.Мордовцев) 11. Зазвучала гитара и пол_лась ч_десная ц_ганская песня. 12. Ветер ст_лил высокие травы с севера наг_няло тучи и з_ря, встающая на еще чистом небе, казалась холодной. (С.Алексеев) 13. Солнце в ярости заб_ралось все выше и злобно сушило все вокруг. (А.Казанцев) 14. Здесь течение было быстрее и в чистой воде виднелись обкатанные камни и длинные тени водор_слей. (К.Булычев) 15. Сверкала парча бл_стел гладкий ш_лк и мягким затаенным пламенем светился бархат. (Л.Соловьев) 16. Ц_ган много по_вилось в городе в этом году и встретить можно было их каждый день. (А.Грин) 17. На цветах, на траве, на листьях бл_стела и др_жала утренняя роса. (Л.Соловьев) 18. Эхо разн_сило по горам эти звуки и они проп_дали за горами в низинах или в д_леких лесах. (С.Баруздин) 19. День прошел и рукою незримой ночь пожар з_ри пог_сила. (О.Константинова) 20. Ш_рокое заг_релое лицо стало серьезным и даже встревоженным. (Ю.Никитин) 21. Наб_жавшие тучи полностью скрыли диск луны и на поляне мгновенно пот_мнело. (С.Майоров) 22. Тихо шумел ручей на дне оврага ш_лестели листья и потрескивали ветки деревьев иногда вдруг нач_нали кричать лесные птицы. (С.Майоров) 23. Познание мира соб_рается крупинками и никакая крупинка не бывает лишней. (Л.Соловьев) 24. Пасечник больше не л_жился и еще до рассвета начал что-то мастерить на дворе. (С.Алексеев) 25. Возле него и по нему ползали четверо детей разного возр_ста и пор_зительно на него похожих. (С.Алексеев) 26. Небосвод стал словно выше и по ночам на нем ярче г_рели звезды. 27. На противоположной стороне улицы дог_рал сарай и по пожарищу бр_дили оз_ряемые б_гровым пламенем люди. (А. и Б.Стругацкие) 28. Мороз проб_рается сквозь одежду и обж_гает лицо. 29. Весной нач_лись строительные работы и уже к 1368 году в центре Москвы подн_лись мощные белокаменные стены и башни. (Н.Ионина) 30. Кругом ночь темнота и только эти сказочные леса водор_слей тихо колышутся в свете костра. (А.Комаров) 31. Было уже совсем светло и выск_чивший из зар_слей холма заяц стал хорошо заметен. (А.Казанцев)

  • Подберите синонимы к выделенному в 22-м предложении слову. Возможна ли их взаимозаменяемость?

  • Подберите к выделенному в 17-м предложении слову эпитеты.

  • С какой, по вашему мнению, целью использовано в предложении 10 бессоюзие? С какими еще средствами выразительности языка вы встретились в предложениях 3, 4, 9, 13?

  • Какими частями речи являются выделенные в предложении 26 слова?

  • Из предложений 7, 9, 10 выпишите причастие (я).

  • Обозначьте корни в выделенных в предложении 2 словах. Подберите к ним однокоренные слова.

  • Выберите правильное объяснение написания нн в слове мгновенно (предложение 21):

а) это слово – исключение;
б) в существительном, от которого образовано данное наречие, есть буква н;
в) в прилагательном, от которого образовано наречие, пишется два н.

Упражнение 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки.

Графически объясните постановку (или отсутствие) запятой перед союзом и.

...Увид_л я (не)обыкновен(н,нн)ую елку. Р_сла она конечно в тени и (от)того сучья у нее как(то) были опущ_(н,нн)ы (в)низ. После выборочной вырубки она очутилась на свету и каждый сук ее теперь стал р_сти (к)верху. Наверное и нижние сучья со временем подн_лись(бы) но ветки эти сопр_к_снувшись с землей выпустили корешки и пр_цепились к ней. Так под елкой с поднятыми (в)верх сучьями (в)низу получился хороший шалаш_.

(По М.Пришвину)

  • Укажите средства связи предложений в тексте.

  • Написание каких выделенных слов зависит от правильности их грамматической характеристики? В каких случаях они будут писаться по-другому?

  • Выпишите из текста: а) причастие(я); укажите его (их) вид; б) два слова, в которых букв меньше, чем звуков; в) разные формы одного и того же слова.

  • Выпишите из последнего предложения 2 слова, в составе которых 6 морфем. Докажите. Укажите принадлежность этих слов к частям речи.

  • Найдите 4 вводных слова, выпишите их, укажите значения, подберите к ним вводные слова с тем же значением.

Упражнение 9. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания. Вспомните правило написания приставок пре-, при-. Вставьте пропущенные буквы.

1. Покинул он родной пр_дел и в край далекий полетел. (А.Пушкин) 2. Набита комната людьми и за пр_крытыми дверьми идут глухие разговоры. (А.Блок) 3. Я пр_ехал работать и первое время писал у себя в комнате с утра и до темноты. (К.Паустовский) 4. Кухонная дверь осторожно пр_открылась и оттуда вышел старик с ружьем. (Ф.Искандер) 5. Он пр_близился к огню и долго смотрел на его плавное колыхание. (С.Алексеев) 6. Флейта издала последний жалобный и молящий звук и голос ее пр_рвался. (М.Славин) 7. Тропинка беспр_станно виляла изгибалась ужом между деревьями и мы в темноте то и дело натыкались на что-нибудь. (Н.Волокитин) 8. Рука быстро мерзла от сопр_косновения с мокрым холодом рыбы и на пальцы пр_ходилось периодически торопливо дышать. (Н.Волокитин) 9. Я был в отпуске и большую часть времени пр_давался утиной охоте да сбору кедровых орехов. (Н.Волокитин) 10. Машина неслась с горы и пр_земистые ели на обочинах мелькали сливаясь в зеленое марево. (С.Алексеев) 11. Он пр_близился к дощатому домику и услышал пение. (С.Алексеев) 12. Но звук постепенно начал слабеть и скоро пр_вратился в далекий шелест. (С.Алексеев) 13. С юга пр_ползли тяжелые тучи и на землю посыпалась мелкая водяная пыль. (А. и Б.Стругацкие) 14. Он вышел из комнаты и пр_творил за собою дверь. 15. Устало пр_сев на открытой террасе он услышал звон фонтана и тревожный шум листвы. (Г.Прашкевич) 16. Воробьи с дружным гомоном слетели с деревьев и пр_землились на бульварную дорожку. (Ю.Кувалдин) 17. От вчерашней сумрачной погоды не осталось и следа и солнце ощутимо пр_пекало. (Н.Резанова)

  •  Составьте схемы предложений 6, 12. Произведите полный синтаксический разбор предложения 8.

  •  Выпишите из 15-го предложения три словосочетания с разными видами связи. Укажите вид связи.

  •  Приведите примеры (2–3) исторически родственных с выделенным в 15-м предложении словом.

  • Поставьте ударение в выделенном в 4-м предложении слове.

  •  Произведите морфемный разбор слова с пропущенной гласной буквой из предложения 9.

  •  Сделайте фонетический разбор выделенного в 16-м предложении слова.

  •  Составьте и запишите 3–4 пары словосочетаний, включающих слова, в которых написание приставок пре-, при- зависит от значения слов. (Например, пребывать в городе – прибывать в город.)

Упражнение 10. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

1. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте пр_слушиваясь к мерному храпению Платона... (Л.Толстой) 2. В сотне метров начиналась поляна с пр_гнившим колодезным срубом и въехавшей в землю избой и эту сотню метров Васков прошел бе_звучно и невесомо. (Б.Васильев) 3. Незнакомец тихо выпустил ветку кусты (с,з)двинулись и он и(с,з)чез. (В.Короленко) 4. Пр_хваченные морозом поздние розы посеребрил моросистый дождь и бе_помощные лепестки уст_лали потемневшую землю. (И.Ефремов) 5. Он з_жег несколько свечей и теперь можно было ра_глядеть просторную комнату. (Б.Акунин) 6. Утренняя дымка р_зошлась и горы как будто пр_двинулись. (Л.Соловьев) 7. Потом лицо его пр_яснилось и он поднял палец пр_зывая гостя ко вниманию. (Л.Соловьев) 8. Буря з_сыпала яму под белой медведицей и теперь ей было уютно и тепло. (А.Комаров) 9. Солнце в(с,з)ходило и все пр_ображалось в горах. И(с,з)чезали ночные тени и все вокруг н_полнялось теплом и светом. (А.Казанцев) 10. Неожиданно зар_сли ра_ступились и тропа вынесла их на цветущий, пр_красный луг. (Л.Кожевников) 11. Солнце уже з_катилось и вечерние сумерки стали (с,з)гущаться. (А.Комаров) 12. Небо было голубое, бе_облачное и это пр_двещало чудесную погоду. 13. Тучи ра_сеялись и за оконцами мирно з_сияла речонка в высоких темных камышах.

  • Сделайте полный синтаксический разбор предложения 8.

  • Определите тип сказуемых в предложениях 11, 12.

  • Составьте схемы 2-, 5-, 11-го предложений.

  •  Выпишите 4 слова с приставками, написание которых регулируется разными правилами.

  • Произведите морфемный разбор выделенных в предложении 4 слов.

  •  Укажите правильное объяснение написания нн в слове пр_хваченные (предложение 4):

а) прилагательное с суффиксом -н-, образованное от слова с основой на н;
б) полное страдательное причастие;
в) прилагательное с суффиксом -енн-.

а) не с наречиями на всегда пишется слитно;
б) слово без не не употребляется;
г) это слово – исключение;
д) нет противопоставления.

В каких словах предложения 2 буква в обозначает звук [ф], в каких – [в], [в’]?

Упражнение 11. Спишите текст, вставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы; раскройте скобки.

Подул ветер и (в)низу зашуршали (не)видимые листья.
Митя закрыл глаза и попытался пр_слушаться к своим ощущениям и мыслям но их (не)было. Было просто темно прохладно и тихо и можно было продолжать спуск (в)низ и вернут_ся на площадку. К_залось что между этими двумя действиями нет (н_)какой разницы.
Митя попытался (с,з)делать еще один шаг и (из)под его подошвы вывернулся камень. Он чуть (не)покатился (в)след за этим камнем но в последний момент успел схв_тит_ся за усе_ную шипами ветку глубоко ра_царапал ею кожу на ладон_. Камень несколько раз стукнулся о скалы с ш_рохом врезался в листья и опять стало тихо.

По В.Пелевину)

  • Составьте схемы первого и последнего предложений последнего абзаца.

  • Укажите средства связи предложений последнего абзаца. Выберите ответ из предложенных: местоимение, повтор, синонимы, антонимы.

  •  Определите количество морфем в выделенных словах.

  • Выпишите три глагола с приставками, написание которых определяется разными правилами.

Упражнение 12. Спишите, вставьте пропущенные буквы, для чего вспомните правила написания в глаголах: а) -тся, -ться; б) безударных личных окончаний; в) гласных в суффиксах -ова- (-ева-), -ива- (-ыва-), перед суффиксом прошедшего времени -л-.
Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Дальний гром над звучной бездною грохоч_т и вот пучина над челном кипит, подъемл_т_ся, клокоч_т. (А.Пушкин) 2. Играют волны ветер свищ_т и мачта гнет_ся и скрипит. (М.Лермонтов) 3. Замолк и засыпа_т померкший пруд в овраге. (А.Фет) 4. Теплый ветер тихо ве_т, жизнью свежей дыш_т степь и курганов зелене_т убегающая цепь. (А.Фет) 5. Старик вкусно почмок_вал губами потирал руки и глазки его жадно поблеск_вали. (М.Горький) 6. Спит земля и все ближе к ней опускают_ся звезды. (М. Горький) 7. Я был насквозь мокрый и мечтал у них просушит_ся. (А.Комаров) 8. Край неба чуть тлел и г_рели факелы выхват_вая из толпы случайные лица – знакомые и незнакомые. (Н.Резанова) 9. Не раздум_вая и не задерж_ваясь даже на миг конь нырнул в лесную чащу. (С.Алексеев) 10. Пламя камина просвеч_вало веки и сон оттого снился в багровых тонах. (С.Алексеев) 11. За окном уже совсем стемнело посвист_вал ветер и ветки дуба терлись о стену. (Ю.Латынина) 12. Туман рассе_вался и окружающее все больше приобретало будничный вид. (Н.Резанова) 13. Дождь усил_вался какими-то порывами и с деревьев слетали крупные капли... (С.Баруздин) 14. Кругом все дрожит где-то глубоко в земле разд_ет_ся сильный гул мелкие камешки и земля сыпл_т_ся со стен развалины. (И.Ефремов) 15. Плоты лежали в затоне готовые выбрат_ся на стремнину и отправит_ся вниз. (М.Семенова) 16. Он не знал конечного пункта и мог лишь догад_ват_ся о нем. (С.Алексеев) 17. Пароход покач_вался на сердитых волнах и все время что-то поскрип_вало, позвяк_вало, потреск_вало. (Б.Акунин) 18. Машина прокашл_вшись орудийной канонадой и перебудив половину квартала понеслась по широкому проспекту. (Е.Крестовский) 19. На окраине поселка зала_ла собака и лай ее прокатился по всем улицам. 20. Засвистит ветер северный нагон_т снежные тучи и стан_т темно, как ночью. 21. Легкий ветерок разве_л нависшую серую сырость и вышло утро, во всем блеске и сверкании мокрой травы и листвы. (Б.Петров)

  • Составьте схемы 5-, 6- и 14-го предложений.

  • Каким способом образовано выделенное в 19-м предложении слово?

  • Сделайте морфемный разбор глаголов 17-го предложения.

  • Объясните (устно) написание глагольных суффиксов в выделенных словах предложений 9, 18.

  • Дайте толкование выделенного в 1-м предложении слова; к какому словарю вы обратитесь в случае затруднения в объяснении значения слова? Укажите его стилистическую принадлежность. Подберите синонимы к данному слову. Какой словарь поможет вам в этом случае?

Упражнение 13. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы; раскройте скобки.
Графически объясните, что связывает союз и в предложениях текста.

Горизонт ра_двинулся и открыл (передо)мной чуть выпуклую поверхность Ледовитого океана. Море спокойно, небо чисто и далеко на горизонте видны др_жащие силу_ты проходящих кораблей. Чуть ближе стел_т_ся над волной птич_и стаи. Взлетают откуда(то) (с)низу со скальных своих гнездовий молодые птиц_. Большую часть года они проведут в теплых землях и со временем к ним пр_дет желание вернут_ся домой. К весне оно стан_т непр_одолимым пр_вратит_ся в силу, способную перенести их через материки и океаны на свою прекрасную родину...

(По Ю.Рытхэу)

  • Перечитайте текст. Какие из перечисленных средств связи предложений использованы в нем: лексический повтор; местоимения; контекстуальные синонимы; антонимы; однородные слова?

  • Определите тип и стиль речи. Ответ выберите из предложенных: научный стиль, повествование с элементами рассуждения; публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования; художественный стиль, описание; художественный стиль, описание с элементами рассуждения. Если вы не согласны с предлагаемыми, дайте свой вариант ответа, обоснуйте его.

  • Найдите в тексте разносклоняемое существительное, выпишите его. В чем особенность его склонения?

  • Выпишите три глагола с приставками, написание которых регулируется разными правилами.

Упражнение 14. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания. Объясните графически постановку (или отсутствие) запятой перед союзом и.
Прежде чем вставлять пропущенные буквы, вспомните правила написания н, нн в суффиксах всех частей речи и гласной перед ними.

А. 1. Ветер нес мелкую вод_ную пыль и запах воды с Финского залива. (А.Константинов) 2. Пальнула пушка и медле_ный удар колокола возвестил двенадцать часов. (А.Грин) 3. Как-то все одновреме_но замолчали и затянувшаяся пауза заставила всех обернуться к двери. (К.Булычев) 4. Он сунул завернутый в льн_ную тряпицу кувшинчик и бережно поставил его на землю. (Е.Парнов) 5. Прыжок удавался только после дли_ного разбега и сейчас он тренировался. (В.Пелевин) 6. Он сел на скамейку под деревя_ным навесом возле крыльца и закутался в полушубок. (С.Алексеев) 7. Я отчетливо представил себе тонкий стакан в тяжелом серебря_ном подстаканнике и серебр_ную ложечку, позвякивающую в такт толчкам. (Г.Прашкевич) 8. Мокрый снег к утру покрылся толстой лед_ной коркой и хрустел под ногами. 9. За окном рос раскидистый вековой вяз и тени от его листвы гуляли по стенам темными бесформе_ными разводами. (О.Маркеев) 10. Он вышел на высокий ветр_ный берег Волховы и остановился, опершись на посох. (С.Алексеев) 11. Великое множество гордых птиц населяло берега озера и Яким назвал его Лебеди_ным. (Е.Малышева) 12. Пьер не ел целый день и запах картофеля показался ему необыкнове_но приятным. (Л.Толстой) 13. Все это время они медле_но поднимались в гору и пути этому, казалось, не будет конца. (Н.Резанова) 14. Пастух положил на столик у кровати пару печ_ных яичек и тихонько вышел. (А.Комаров) 15. Русские войска проходили Москву с двух часов ночи и до двух часов дня и увлекали за собой последних уезжавших жителей и ране_ных. (Л.Толстой) 16. Андрей закрыл дверь и никелирова_ный замок громко щелкнул. (В.Пелевин) 17. Но ущелье скоро кончилось и караван вышел на подветре_ную сторону горной цепи. (Е.Парнов) 18. Все исчезло в свистящем круговороте каме_ной пыли и острых лед_ных искр. (Е.Парнов) 19. Музыка всегда действовала на него сильнее слов и это было стра_но. (Н.Резанова)

  • Составьте схемы предложений 8, 9.

  • Определите часть речи выделенного в 14-м предложении слова.

  • Составьте и запишите словосочетание, в котором слово будет другой частью речи. Изменится ли его написание?

  • Разберите по составу выделенные в 9-м предложении слова.

Б. 1. Влюбле_ный человек доселе мне казался смешным и я его безумству удивлялся. (А.Пушкин). 2. Ночью мы поддерживали усиле_ный огонь и несколько раз стреляли из ружей. (В.Арсеньев) 3. Они поднялись по лестнице на третий этаж и очутились в огромной гости_ной, обставле_ной той же стари_ной мебелью. (С.Алексеев) 4. Чай с душистым медом был особе_но вкусен и мы долго просидели у чисто выструг_ного белого стола в садике. (И.Ефремов) 5. Течение крепко ухватило лодку и песч_ные заснеж_ные берега быстро понеслись назад. (О.Куваев) 6. Она необычайно оживилась и выглядела соверше_но счастливой. (Б.Акунин) 7. Выглянуло солнце и все заискрилось вокруг, словно посып_ное мелко истолч_ными бриллиантами. (А.Казанцев) 8. Приветстве_ные восклицания раздались при моем появлении и я опустился на услужливо подставл_ный мне стул. (И.Ефремов) 9. Солнце вырывалось в просветы облаков и на миг отражалось в словно рассып_ных по земле зеркальных лужах. (А.Казанцев) 10. Низкое солнце проглядывало сквозь стволы сосен в лесу и рассе_ный мягкий свет лился на траву. (В.Ильин)

  • Выпишите 4 слова различных частей речи, в которых пишется н или нн. Укажите части речи.

  • Сделайте морфемный разбор выделенного в 9-м предложении слова.

Упражнение 15. Вспомните правила написания слов через дефис. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

1. Сердцевина дерева была темно(бурого) цвета и ок_ймлялась почти белым наружным слоем. (И.Ефремов) 2. Мало (по)малу вт_нулся он в (не)легкую работу и удивительная картина открылась ему. (Н.Коняев) 3. Кусты шиповника уже отцвели и теперь ярко(оранжевые) плоды красиво выд_лялись на зеленом фоне. (Н.Александров) 4. Сквозь темно(зеленую) листву мелкими бликами проб_валось золото солнечного света и падало пятнами на зеленый ковер травы. (С.Скиталец) 5. Дорога лежала большею частью по голой степи и кое(где) лиш_ ныряла в холмах и перелесках. (П.Васильев) 6. Потом мы долго спускались в (не)большую д_лину и вброд переезжали какую(то) (не)глубокую, но стремительную реч_нку. 7. На другом берегу реки мальчишка выск_чил первым прошлепал босыми ногами по воде и стал (по)пластунски подкрад_ват_ся к ближним зар_слям. (А.Казанцев) 8. Уже (по)иному дышала грудь другим казалось все вокруг и даже отвр_тительная изморось теперь ласкала щеки. (В.Пелевин) 9. Целый день лил дождь и волей(неволей) мы весь день просидели дома. 10. Где(то) очень д_леко загудел ветер и медл_но(медле_но) на маленьком столике у окна заш_велился светлый круг от свечи. (В.Пронин) 11. Воинстве_ные, смелые, сильные люди когда(то) жили (с,з)десь и жизнь их была вольной и гибли они в борьбе за волю. (С.Скиталец) 12. (Светло)серое поле высоких трав осталось (в)низу и теперь четче про_вился более темный чистый круг, заросший подорожной травой. (С.Алексеев) 13. (По)над морем там и (с,з)десь пронеслись огн_ные стрелы снов_ разорвалось небо и хлынул дождь. (Д.Мордовцев) 14. Откуда(то) доносилось мычание коров и горласто с разных сторон пели петухи. (А.Горохов)

  • Сделайте синтаксический разбор 4-го предложения.

  • С какими правилами написания слов через дефис вы встретились в данном упражнении?

  • Какие средства выразительности языка использованы в 4-, 5-м предложениях?

  • В написании какого слова 8-го предложения неправильная грамматическая характеристика слова ведет к орфографической ошибке?

  •  Выпишите из 12-го предложения наречие и имя прилагательное в сравнительной степени.

Упражнение 16. Вспомните правила написания не с различными частями речи. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки.

1. Зной стоял (не)выносимый и мне страшно хотелось пить. 2. Мужской голос смолк и (не)торопливые шаги разд_лись по ко_ридору. (А.Грин) 3. Мы уд_лились на (не)большое расстояние от опушки и вскоре уперлись в темную стену осинового густого подлеска. (Н.Волокитин) 4. В темном небе тонкие ж_лтые лучики первых звезд проступали все ярче нал_вались золотом и б_грянцем и я остался (на)ед_не со звездами и своими (не)веселыми мыслями. (И.Росоховатский) 5. Он (не,ни)терпел (не)ряшливости и в любых обстоятельствах старался иметь а_куратный вид. 6. От земли поднимался туман и был он новой (не)пр_двид_ной случайностью. 7. Переживая (не)терпеливую радость возвр_щения в материнский дом он поглядывал на знакомые и (не)узнаваемые от весе_ней распутиц_ поля и думал сразу о многом. (А.Алдан-Семенов) 8. Его (не)удержимо т_нуло в сон и он (не)помнил уже как добрался до повозки. (Л.Кожевников) 9. Дневная духота в раск_ле_ном вагоне (с,з)делалась мучительной и я с удовольствием высадился поз_ней ночью на (не)большой станци_. (И.Ефремов) 10. Черные зубц_ скал прорезали лед и снег и (не,ни)где (не)видно следов жизни. (К.Булычев) 11. Над головой у него была узкая щель и он вид_л полоску белесого от луны неба и на ней (не,ни)сколько (не)ярких звездочек. (А. и Б.Стругацкие) 12. Я еще (не,ни)разу в жизни (не,ни)летал на самолете и не так д_вно это было одним из самых больших моих желаний. (И.Козлов) 13. По_вляясь раз в год во дворце старый воин был всегда молчалив и (не,ни)слова (не,ни)говорил о своих подвигах. (Л.Соловьев) 14. Бор был совсем молодой и еще (не)успел проредит_ся путем естестве_ного отбора. (С.Алексеев) 15. Взошла луна и осветила тропу (не)хуже закатного солнца. (С.Алешина) 16. (За)тем раздался медле_ный и (не)громкий звук похожий на движение шестеренки. (С.Алешина) 17. За стеклами сте_лажей таинстве_но поблеск_вали (не)знакомые минералы и загадочные изделия из горного стекла. (Г.Прашкевич) 18. В другое время года, (не)зимой, речка предст_вляла собой ревущий водопад и (не,ни)какие силы (не,ни)помогли(бы) нам пройти (с,з)десь летом, весной или даже осенью. (И.Ефремов) 19. Спать л_жились теперь раньше и редко где можно было увидеть свет в (не)проглядной тьме. (Н.Коняев)

  • Подчеркните грамматические основы в предложениях 1, 8, 10, 12, 14. Определите в них виды сказуемых.

  • Составьте схему 19-го предложения.

  • Сделайте синтаксический разбор 9-го предложения.

  • Укажите 2–3 сложных предложения, в состав которых входят безличные предложения.

  • В написании какого слова в 16-м предложении неправильное определение части речи ведет к орфографической ошибке? Составьте предложение, в котором это слово будет писаться по-другому.

Упражнение 17. Спишите текст, составленный на основе воспоминаний современника А.С. Грибоедова – известного впоследствии актера П.Каратыгина. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

В 1824 году по_вилась в рукопис_ бе_смертная комедия Грибоедова. Мы предл_жили Александру Сергеевичу раз_грать «Горе от ума» на нашем школьном театре и он был в восх_щени_ от этого предложения. В несколько дней расписали роли в неделю их выучили и дело пошло на лад.
Сам Грибоедов пр_езжал к нам на репетици_ и очень усердно учил нас. Надо было видеть с каким простодушным удовольствием он пот_рал себе руки видя свое «Горе от ума» на нашем ребяческом театре. Он был очень доволен нами и мы были в восторге что могли угодить ему. На одну из репетиций он пр_вел с собой Александра Бестужева и Вильгельма Кюхельбекера и те так(же) нас похв_лили...
Наконец комедия была уже совсем пр_готовл_на и на следующий день назначен был спектакль, но увы все наши хлопоты и надежды лопнули как мыльный пузырь. Накануне самого представления (во)время последней репетици_ _вляет_ся к нам инспектор Бок и объ_вляет что пь_су (не)одобр_ную цензурой нельзя играть в театральном училище. Мы отправились сейчас же к Грибоедову и этим роковым известием сильно его ог_рчили.
Итак поэту (не)сужде_но было увидеть на сцене (даже и в таком горемычном исполнени_, как наше) своей бе_смертной комедии.

  •  Перечитайте текст, подготовьтесь к его пересказу.

  • Найдите в тексте фразеологический оборот, подберите к нему синонимы, в том числе фразеологические.

  • Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке возрастания признака. Как называется такое средство выразительности языка?

В сложносочиненном предложении запятая перед союзом и не ставится в следующих случаях:

– если части сложносочиненного предложения имеют общую часть (второстепенный член предложения, вводное слово или общее придаточное предложение). (На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. (Л.Толстой) Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь. Когда мы вышли из автобуса, шел неприятный косой дождь и было холодно.);

– если части сложносочиненного предложения представляют собой назывные, а также побудительные, вопросительные или восклицательные предложения; объединяющей в последних предложениях оказывается единая интонация, а в побудительных предложениях могут быть и общие частицы: Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра? Как вкусно пахнет в пекарне и какой чудесный хлеб пекут там! Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.

Однако если назывных предложений больше чем два и союз и повторяется, то запятые ставятся по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения: Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и чаек полет, и пробег бычка, и круглой медузы лед. (Э.Багрицкий)

Запятая перед союзом и не ставится, если в составе сложноподчиненного предложения придаточные однородные: В Пензенской области есть место, где родился великий русской поэт и где провел он свое детство. При этом второй подчинительный союз (или союзное слово) может быть опущен: Он знал, что на мостике стоят его товарищи и (что) каждое движение старшего штурмана видно им во всех деталях. (К.Булычев)

Запятая перед союзом и не ставится, если он связывает два однородных обстоятельства, выраженных деепричастными оборотами, или два однородных определения, выраженных причастными оборотами. Ср.:

Упражнение 18. Объясните отсутствие запятой перед союзом и в предложениях.

1. Громады скал на берегу стоят угрюмом; об них мятежный бьется вал и пена плещет. (А.Пушкин) 2. Хриплый стон и скрежет ярый. (А.Пушкин) 3. Что читают мальчики и какие книги они хотели бы приобрести? 4. Морозная ночь и заунывный волчий вой. 5. Но молчит угрюмая степь, грозно и мрачно молчит, а на горизонте вырезаются могильные курганы и ползут косматые, зловещие тучи. (С.Скиталец) 6. Как только растает снег и земля чуть подсохнет, мы двинемся вслед за птицами. (Ю.Никитин) 7. В тот самый момент дверь из кабинета открылась и в приемную вошел человек невысокого роста. 8. Юрий чувствовал, что у него тоже есть какая-то невероятная тайна и что ему тоже хочется поделиться с кем-нибудь этой тайной. (В.Мелентьев) 9. С первого взгляда было понятно, что здесь трудятся профессионалы, фанатично преданные своему делу и олицетворяющие собой все лучшее. (Л.Пучков) 10. Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н.Гоголь)

Упражнение 19. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните графически постановку (или отсутствие) запятой перед союзом и.

А. 1. В балагане в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника. (Л.Толстой) 2. Огня еще не зажигали и вовсе не спешат зажечь. (А.Блок) 3. А жизнь меж тем кругом менялась и зашаталось все кругом и ветром новое врывалось в гостеприимный старый дом. (А.Блок) 4. Дом напоминал старый якорь навечно причаленный к пристани и якорные цепи ограждавшие парковую дорожку дополняли эту картину. (С.Алексеев) 5. Внутри было уютно и царило оживление. 6. Сквозь занавес слышалось гудение толпы и доносились торжественные волны оркестра. (С.Скиталец) 7. Портной не видел как потемнел взгляд посетителя и как сжались его бледные губы. (В.Шалыгин) 8. За хребтом уже взошло солнце но туман по эту сторону заслонил и гасил его лучи. (С.Алексеев) 9. Через несколько минут собаки умолкли и стало тихо и покойно. (С.Алексеев) 10. Город утонул в непроницаемой тьме и только главная улица светилась огнями редких фонарей. (О.Куваев) 11. Лодка рванулась и острый нос ее снова влетел в камыши. (О.Куваев) 12. Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М.Пришвин). 13. Это было в ту пору когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В.Астафьев) 14. Когда будет конференция и кто выступит с первым докладом? 15. Вечерело и с наступлением сумерек пустели улицы города. (С.Майоров) 16. Туман не пропускал лучей солнца и контуры судна всплывали из сумерек рассвета очень медленно. (И.Ефремов) 17. Тишина и несмелое тявканье собаки. 18. Прежде чем мальчики успели сесть в открытую коляску загрохотал гром и застучали крупные капли дождя. (А.Виноградов) 19. Откуда приехали ваши друзья и куда они держат путь? 20. И в этом вязком сумраке громче становился шум ветра и слабо плескала вода. (Н.Резанова)

  • Составьте схемы 1-, 4-, 7-, 13-го предложений.

Б. 1. Похоже в лаборатории кто-то вскрикнул и что-то разбилось. (С.Павлов) 2. Все снова замолчали и в темноте снова закричал странный филин. (А. и Б.Стругацкие) 3. Небо светлело и серое пространство вокруг казалось особенно неприютным и диким. 4. Костя снял легкие туфли и привязав их к ремню пошел по мокрому песку босиком. (А. и Б.Стругацкие) 5. Страшная бездна отошла вправо и уже не кружила им головы своей белесой затягивающей мглой. (Л.Соловьев) 6. Корни старых деревьев пробивались то тут то там и были похожи на каких-то чудовищных змей. (С.Баруздин) 7. Он вернулся к началу тропы и решил устроить привал. (В.Шалыгин) 8. Уже стоял вечер нового дня и был виден наш берег когда я проснулась. (М.Семенова) 9. В конце концов меня разморило на солнце и начало клонить ко сну. (В.Губарев) 10. Я решил воспользоваться холодной ночью и мы ехали в мечущемся свете фар почти до рассвета. (И.Ефремов) 11. Он стоял на краю обрыва и смотрел через бинокль в небо. (Ю.Олеша) 12. Луна то появлялась над верхушками деревьев то вновь исчезала и тогда все пропадало и я словно барахталась в непроглядной тьме. (Н.Резанова)

Упражнение 20 А. Составьте предложения с однородными придаточными, употребив следующие средства их связи:

что... и что...; где... и где...; который... и который...; откуда... и почему...; как... и почему... .

Б. Найдите правильное объяснение постановки (или отсутствия) запятой перед союзом и в предложениях.

1. От теплой воды пахло болотом // и в этом болотном запахе с неистовым рвением работали комары. (О.Куваев)

а) В предложении есть однородные члены, соединенные союзом и, запятая перед и не ставится;
б) предложение сложное (сложносочиненное), перед и ставится запятая;
в) в предложении однородные члены соединены союзом и, перед союзом и запятая не ставится.

2. Он злился на себя, что казался слабее, чем сам предполагал // и чем предполагали другие члены экипажа. (К.Булычев)

а) Перед союзом и заканчивается придаточное предложение, запятая ставится;
б) запятая перед союзом и ставится, так как заканчивается одно придаточное предложение и начинается другое;
в) союз и связывает два предложения, запятая не ставится, так как придаточные предложения однородные.

3. От ледяной воды ломило зубы // и обжигало горло. (А.Глебов)

а) В предложении однородные члены соединены союзом и, запятая перед ним не ставится;
б) предложение сложное (сложносочиненное), перед союзом и запятая ставится;
в) предложение сложное (сложносочиненное), перед союзом и запятая не ставится, так как есть общий второстепенный член.

4. Откуда приехал ваш друг и долго ли он пробудет у вас?

а) Предложение сложное, перед и запятая ставится;
б) в предложении и связывает однородные члены, запятая не ставится;
в) предложения, входящие в состав сложного, вопросительные, запятая не ставится.

Упражнение 21. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания; раскройте скобки.

1. Закинув руки под голову он смотрел воловьими глазами в небо где тихо бл_стели редкие звезды и та_ла луна. (М.Горький) 2. Его красиво очерч_ные темные брови (чуть)чуть пр_подняты и усы то(же) вздернулись. (М.Горький) 3. Едва можно было разгл_деть реку сл_вавшуюся с заливом в одно серебристое сияние в котором ут_пали и из которого в_днелись опять огни пароходов. (В.Короленко) 4. Он ждал что за рекой кончит_ся этот проклятый город и начнут_ся поля. (В.Короленко) 5. С карнизов домов срывались крупные капли теплый ветер (с,з)дувал их они мягко шлепались в стекла окон и медле_но ст_кали светлыми слезами. (В.Шукшин) 6. Он (не)знал лежащей вокруг мес_ности и (по)этому рисковал сломать ногу о нагром_ждения камней и рухнуть в одну из промоин. (В.Шалыгин) 7. Черные едва разл_чимые тени подн_лись с земли и двинулись к ущелью. (В.Шалыгин) 8. Тропа была (с,з)десь широкой и походила более на дорогу. (Л.Кожевников) 9. Вид_мо от резкого толчка Юриных ног кромка карьера дрогнула и высохший на солнце песок ручейками заструился (в)низ. (В.Меленьтьев) 10. (В)начале он (не)понимал что происход_т и где он ок_зался. (В.Шалыгин) 11. Все так(же) таинстве_но и молчаливо неслись гиган_ские белые птиц_ и между ними чернело провалами бездо_ное небо. (Л.Андреев) 12. Как часто лежу я без сна в темноте и все предст_вляет_ся мне та светлая речка и елочки те в д_лекой лесной стороне. (В.Тушнова) 13. В глазах п_стрело от великого многоцветья и густые, дурман_щие ароматы трав кружили голову. (Л.Кожевников) 14. Солнце низко катит_ся по горизонту и зал_вает лучами лед_ное поле. (А.Комаров) 15. Легкий серебр_ный смех вновь зазвучал подле него и застав_л вздрогнуть. (Л.Кожевников) 16. Я договорился о подробном осмотре его судна и получил все нужные мне предв_рительные сведения. (Л.Ефремов) 17. В прошлом столети_ гавань стала тесна для заполнявших ее кораблей и была выстро_на новая. (Н.Резанова) 18. Пока я спускалась с горы тучи (не)ожида_но ра_ползлись и выгл_нул худосоч_ный месяц. (Н.Резанова)

  • Составьте схемы предложений 1, 6, 11.

  • Сделайте синтаксический разбор 17-го предложения.

  • Написание каких слов в предложениях 2, 6, 9, 10, 11 зависит от правильности определения их грамматических признаков? Докажите.

  • Укажите выразительные средства, использованные в 6-м предложении.

  • Одинаковые или разные звуки обозначают буквы я в словах предст_вляется, я, ч в словах часто, речка (предложение 12), в в слове вновь (предложение 15)?

Запятая в сложносочиненном предложении ставится не только перед и, но и после него, если далее следует обособленный член предложения или вводное слово:

В предложении с однородными членами запятая ставится перед одиночным союзом и, если ему предшествует деепричастный или причастный оборот, придаточное предложение, уточняющий член предложения:

Упражнение 22. Выпишите предложения в такой последовательности:

предложения, в которых союзу и предшествует:

– первая часть сложносочиненного предложения;
– деепричастный оборот;
– причастный оборот;
– придаточное предложение;
– обособленный уточняющий или поясняющий член предложения.

Выделите союз и и подчеркните элементы, которые он соединяет.

1. Молодой человек подвинул кресло, сцепив руки на коленях, и сел. (О.Куваев) 2. Уже кончалась полярная ночь, и днем часа на два светлело. (О.Куваев) 3. Он повернулся, сунув руки в карманы, и первым направился к грузовику. (А. и Б.Стругацкие) 4. Майские сумерки пришли поздно, и это были даже не сумерки, а просто нежный голубоватый дымок, слабо приникающий к окнам. (В.Лидин) 5. Он знал, что должен добраться до поселка засветло, и поэтому спешил. 6. Скоро отблески на воде погасли, и теперь близость большой воды угадывалась лишь по плеску да свежему и сырому запаху. (Б.Акунин) 7. Он полулежал на траве, нервно кусая соломенный стебель, и внимательно слушал. 8. Можно идти куда глаза глядят, делать все, что заблагорассудится, и жить, где хочется. (С.Алексеев) 9. В экспедиции он был долго, около года, и накопил немалый опыт. 10. Прилетела рыжая сойка, уселась на крышу избушки, поглядывая на нас, и задергала кокетливо своей хохлатой головкой. (Н.Волокитин) 11. Они вышли за крепостную стену к склону холма, спускавшемуся к реке, и долго брели по берегу. 12. Дождь начался вечером, около десяти, и шел всю ночь. 13. Храм стоит на горе, почти на самой вершине, и виден издалека. 14. Он неожиданно притянул одну из веток, нависавшую над его головой, и стал бросать в рот, посасывая и причмокивая, мокрые продолговатые ягоды шелковицы. (Ф.Искандер) 15. Андрей поискал, где присесть, и присел на прохладные белые ступени. (А. и Б.Стругацкие)

Упражнение 23. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания, графически объясняя постановку (или отсутствие) запятой перед и после союза и.

1. Александр Васильевич (Суворов) не знал поражений и судя по документам основа его успехов заключалась в обучении войск. (Л.Русева) 2. Курение отрицательно сказывается на сердце сосудах печени и самое главное на головном мозге. 3. Он ощутил, что непонятный страх в душе нарастает и поспешил взять себя в руки. (В.Ильин) 4. Интересно было наблюдать за двумя ручными сороками которые дразнили легшую отдыхать собаку дергая ее за хвост и отлетев выжидали когда собака успокоится и опять повторяли свое озорство. (А.Комаров) 5. Петр нашел уютное местечко на берегу и утомленный длительным переходом решил здесь заночевать. 6. Она стояла в дверном проеме держась обеими руками за косяк и смотрела на него спокойно даже безразлично. (Б.Халлидей) 7. Зачем-то заглянул в пропасть открывавшуюся слева в двух метрах от тропы и тут же отпрянул назад. (В.Ильин) 8. Он легко отыскал нужный дом и не дожидаясь лифта вбежал по лестнице на пятый этаж. (Е.Парнов) 9. Оба упали на край и стукаясь головами пытались рассмотреть что-нибудь в черноте подземелья. (Ю.Никитин) 10. Он промолчал уязвленный и молча открыл дверь. (С.Алексеев) 11. Иногда один из жаворонков вдруг срывался с голубой выси и трепеща веером почти невидимых крыльев повисал у самой земли и тогда его мелодичная песенка превращалась в скрип и щелканье. (Ю.Тупицын) 12. Он выбрался на берег затащил в кустарник лодку и выпустив из нее воздух спрятал вместе с оленьей одеждой и шкурой. (О.Куваев)

Упражнение 24. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки.

1. Над морем облака изорв_ны в клочья и мчат_ся к земле обн_жая бездо_ные синие пропасти где бе_покойно г_рит осе_нее небо. (М.Горький) 2. Увид_в впереди худощавое, маленькое подобие человека медведь пр_сел на задние лапы и как(бы) надум_в что(то) громко рявкнул. (А.Чапыгин) 3. Картина была подл_ная с (не)поддельными инициалами и вероятно напис_на специально для этого аристократического зала. (С.Алексеев) 4. Голос у него был слабый и что(бы) все могли его ра_слышать должно было воц_рит_ся полное молчание. (Н.Резанова) 5. Спортивная вяз_ная шапочка слетела с ее головы и раскруч_ваясь упали на плечи дли_ные волосы. 6. Потом вдруг крики замолкли и (не)смотря на продолжающийся шум битвы всем показалось что стало тихо. (К.Осипов) 7. Охотник прошел в двух шагах от него и медленно уд_лившись скрылся за деревом. (С.Алексеев) 8. Одна из таких дорог т_нулась по самому краю леса вдоль рж_ного поля и уп_ралась в воду. (К.Булычев) 9. Я люблю северную природу с ее молчаливой хмуростью однообразием (не)богатых красок люблю должно быть за первобытное од_ночество и дикость свойстве_ные ей и (не)променяю на карти_ную яркость юга назойливо лезущую вам в душу. (И.Ефремов) 9. Он оделся вышел из л_боратории и (на)ощупь зап_рев дверь двинулся по долгому к_ридору к лес_нице. (С.Смирнов) 10. Со скального уступа в западной части д_лины ни_вергался звенящий водопад и пр_вращаясь в реку спокойно скользил по склону дальше через всю д_лину. (Н.Резанова) 11. Они пошли по улице огорож_ной стенами складов и свернули к реке. (Ю.Латынина) 12. Серебристые струи воды стремительно взлетали (в)верх и помедл_в словно в раздумь_ падали (в)низ искрясь мириадами брызг на солнце. (К.Осипов) 13. Он вылез из машины хлопнув дверью и (не)спеша двинулся по направлению к зеленому дому. 14. С шумом оттолкнув от стола свое кресло он вск_чил с него и зал_жив руки за спину мелкими шагами стал бегать по комнате потрях_вая головой и что(то) говоря про себя злым св_стящим ш_потом. (М.Горький) 15. Маленький огонек оз_рял огромное пространство и (не)колеблясь от ветра он солнечным луч_ом т_нулся (в)верх. (С.Алексеев) 16. Черная птица промчалась над песками крикнув печально и скрылась во мраке. (Е.Федоров) 17. Он ступил на зеленую дорожку и обойдя стол заседаний направился прямо к директорскому креслу. (Е.Парнов)

  • Составьте схемы, 1-, 4-, 10-го предложений.

  • Сделайте синтаксический разбор предложений 11, 16.

  • В каких словах предложений 4, 6, 12, 15 неправильная грамматическая характеристика этих слов может привести к орфографической ошибке?

  • Из предложения 15 выпишите два слова с нулевым окончанием и два – без окончания. Укажите принадлежность к частям речи этих слов.

Упражнение 25. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Я только что вышел из кедрача по которому в бе_плодном поиске ра_них июльских маслят отм_хал ки_лометров с десяток и усталый спустился по откосу в пойму Кети, к тихой воде (не)большого со_ного озера.
Зной стоял (не)стерпимый и мне захотелось напит_ся. Напившись я (с,з)бросил кож_ную куртку и сапоги и с удовольствием пр_сел на прохладную травку почти у самой кромки (глин_сто)песча_ного берега. Взбаламуч_ная мною вода в завод_ вскоре успоко_лась посветлела и по ее зеркальной поверхност_ снов_ запорскали молн_енос_ные вод_мерки.
А над головою потреск_вали прозрачными крыльями стрекозы(виртуозы). Повисн_т в воздухе иное (темно)синее или (бронзово)золотое чудо и в_сит какое(то) время (не)подвижно но вдруг юрк круто (в)низ или (в)бок и опять в_сит как н_ в чем (не,ни)бывало.
Мне в какой(то) миг пок_залось буд(то) попал я на соверше_но другую планету и я восторже_но и глуповато пр_дался (праздно)бездумному соз_рцанию.

(По Н.Волокитину)

  • Определите стиль и тип речи: а) художественный; повествование; б) разговорный; повествование с описанием; в) художественный; повествование в сочетании с описанием; г) художественный; описание в сочетании с рассуждением.

  • Какие средства выразительности языка из перечисленных ниже не использованы автором: гиперболы; ряды однородных членов; слова в переносном значении; сравнения; эпитеты?

  • Найдите слова разговорного стиля.

  • Выпишите из первого предложения три относительных прилагательных. Докажите, что они относительные.

  • Выпишите из последнего абзаца три словосочетания с разными видами связи слов. Укажите вид связи. Составьте схемы словосочетаний.

Упражнение 26. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Леня подобрался к самому краю оврага и стал высматр_вать где бы ему (по)легче было спустит_ся. Он лег на живот и оп_раясь на локти посмотрел (в)низ. Вдруг под ним бе_шумно дрогнула земля и целый кусок подмытого вид_мо дождем дерна медле_но пополз (в)низ. Пласт земли развернулся Ленина больная нога попала в развилку срубл_ного куста что(то) в ней хрус_нуло и стало вокруг темно буд(то) ударило по голове что(то) т_желое.
Леня пришел в себя (от)того что у него (не,ни)чего (не)болело. Даже опухоль на ноге заметно спала. Застряв между ветками и получив рывок от тяжести движущегося (в)низ тела нога вероятно каким(то) чудом выправилась.
Боясь спугнуть свое счастье Леня (по)тихоньку подполз к ручью и долго и жадно пил из него потом умылся и сел огляд_ваясь по сторонам. Светило в синем небе солнце и шумели ветвями деревья. Журчал ручей и на самой верхушк_ ели громко каркала большая ворона. Выб_русь подумал Леня еще как выб_русь.
Он поднялся перебравшись туда где (по)гуще была трава и долго лежал (по)настоящему отдыхая пока (не,ни)заснул. Солнце пр_пекало пробегал по оврагу ветерок и (по)тому комаров (с,з)десь было мало.
Леня проснулся отдохнувшим и совсем бодрым. Он оторвал полоску ткани от рубашк_ и сняв носок туго обм_тал ею ногу. Потом снов_ нат_нул носок и осторожно всунув ногу в ботинок и стараясь легче оп_рат_ся на левую ногу (с,з)делал несколько шагов. Нашелся рядом и посош_к – крепкий и легкий, с рогулькой на конце.

(По В.Гусеву)

  • Найдите в тексте антонимы к слову бесшумно, синонимы к слову медле_но.

  • Найдите в тексте вводное(ые) слово(а), определите его (их) значение, подберите к нему (к ним) синонимический ряд.

Продолжение следует

 

Источник: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200204403


Поджелудочная манипура